Музыка в шоколаде или съедобная музыка

20.11.2013 09:18

В материале Самые необычные грампластинки мы вскользь упомянули о шоколадных. Настало время рассказать о них поподребней.

Пару лет назад никому не известная шотландская группа выпустила сингл на шоколадном диске, который можно было прослушать до 10 раз, а затем съесть. Этикетка на пластинке была выполнена из сахарной глазури, а конверт – из рисовой бумаги, что также делало его съедобным. Об этом много писали часто добавляя, что это первая в мире шоколадная грампластинка. Хотя всего за три года до них свой сингл на шоколаде выпустила также малоизвестная американская группа. А еще чуть ранее немецкий музыкальный журналист и большой ценитель и знаток шоколада Хольгер Вельд выпустил на пробу несколько шоколадных пластинок. Но и он не был первооткрывателем. 

Еще в 80-х годах прошлого века отставной берлинский пивовар Петер Лардонг начал эксперименты по изготовлению грампластинок из различных съедобных продуктов. 

В результате он создал рецепт на основе шоколада и лецитина и организовал минипроизводство поющей съедобной продукции. Более того, свою разработку он запатентовал в Германии и Японии. И опять же, несмотря на патенты, пальма первенства принадлежит не ему.

Вот объявление Товарищества Эйнем (ныне кондитерская фабрика «Красный Октябрь») за 1904 год: «Поющий, играющий и говорящий шоколад — фонограф-игрушечка с одной шоколадной пластинкой. Цена — 1 рубль 50 копеек. Пластинки шоколадные, цена за коробку из 36 штук — 4 рубля 30 копеек». Сама же идея родилась в Германии.

В конце 1903 года кондитерская фирма Stollwerk выпустила самый необычный граммофон. Выполненный из олова миниатюрный аппарат (чуть больше 20 см в высоту) приводился в движение часовым механизмом и был предназначен для проигрывания шоколадных пластинок, производство которых наладила Stollwerk.

Уже в начале следующего года фирма выпустила улучшенный вариант граммофона из дерева и латуни высотой всего 5 см и длиной 15 см. Однако коммерческого успеха эта затея не имела. Позиционировавшиеся как детские игрушки, граммофоны были слишком хрупки, чтобы долго выдержать в детских руках. Да и звук был весьма плохого качества. В результате Stollwerk продала всего 5000 граммофонов улучшенного образца и прекратила их производство, вернувшись к тому, что умела делать лучше всего – к шоколаду.